Под какую ногу облегчаются опытные всадники

С целью оживления сайта я собирался выложить подборку полезных ссылок , но полное отсутствие свободного времени не позволило мне осуществить задуманное. Вместо ссылок извлекаю из запасников ответ на иногда задаваемый вопрос. Все изложенное было написано для "внутреннего пользования", в меру моего собственного (не)понимания, если кто-то найдет фактические или логические ошибки - буду благодарен за их исправление. Короче, не воспринимайте слишком всерьез.

Звучит вопрос так: "Под какую ногу, внешнюю или внутренюю, нужно облегчаться на строевой рыси". При езде прямо - без разницы. Единственно, при длительных репризах, например, в полях, желательно периодически менять ногу, чтобы лошадь меньше уставала. А вот на вольту и в повороте разница есть. Ощущения всаднника, едущего под внутренюю и под внешнюю ногу, отличаются, и разница в ощущениях всадника тем сильнее, чем меньше радиус поворота. В этом легко убедиться на практике. Ответ на вопрос "как определить, под какую ногу я еду" можно найти в любом учебнике, поэтому здесь он не рассматривается.
Почему так происходит? На строевой рыси задние ноги лошади получают разную нагрузку на "нечетном" (счет "раз", когда всадник привстает) и "четном" (счет "два" когда всадник садиться) темпе. Задняя нога, работающая на "нечетном" темпе, более загружена, она должна толкать вперед-вверх не только лошадь, но и встающего всадника. Работа задней ноги на "четном" темпе, наоборот, облегчается, поскольку всадник, опускаясь в седло, понижает положение центра масс системы "всадник-лошадь" и вес всадника динамически компенсируется. (Специалисты по теормеху меня, возможно, осудят за нестрогую терминологию, не стреляйте в пианиста...). А теперь важный тезис, от правильности которого зависят все дальнейшие рассуждения.
Из-за разной нагрузки толчок "четной" ноги на строевой рыси продвигает лошадь чуть сильнее, чем "нечетной". (Это хорошо видно со стороны при езде строевой рысью по прямой, особенно, если лошадь устала или ей не нравится грунт. Можно даже решить, что лошадь захромала, переход к учебной рыси или смена ноги позволит уточнить причину). На рыси лошадь работает ногами диагонально, поэтому в повороте при езде "под внутреннюю ногу" "четная" задняя нога - внешняя, а "под наружную" - внутреняя. Уфф, вроде я не ошибся, проверьте на всякий случай. Поехали дальше. При движении по окружности, в идеальном случае, вектор скорости (а значит и импульс) направлен по касательной к этой окружности. Лошадь - не материальная точка, и для нее импульс, создаваемый задней (толчковой) ногой составляет с касательной небольшой угол. Для внешней задней ноги толчок будет направлен более внутрь поворота, для внутренней - менее (как это будет по русски?.. smile ). Правда, в обоих случаях, для создания центростремительной силы, лошадь вынуждена "подруливать" передними ногами, принимая толчок от зада и направляя его по касательной к линии поворота.
Вот теперь мы наконец добрались до сути вопроса. Если всадник едет под внутренюю ногу, "сильный" "четный" толчок идет от внешней задней ноги, а "ослабленный" весом всадника "нечетный" - от внутренней. Лошадь "вписывает" махи рыси в кривую траектории поворота, используя передние ноги, как лыжник палки в повороте, при этом направление "четного" "сильного" толчка оказывается ближе к требуемому и для направления "сильного" толчка лошадь использует внешнюю переднюю ногу. Для нее это удобная и комфортная ситуация. Платой за комфорт является неудобство управления. Лошадь валится внутрь вольта, ей неудобно держать постановление, даже наоборот, удобнее идти с контрпостановлением(я уже достаточно утомил всех механикой, больше разбирать вектора не хочу). Во времена, когда строевая рысь использовалась, в основном, для разминки и для прогулок, весь конный мир, справедливо считая, что "то, что хорошо для лошади, хорошо вообще", ехал спокойно под внутренюю ногу, как нам завещали специалисты-кавалеристы. Кстати, до недавнего времени, выполнение манежных фигур на строевой рыси считалось очень плохим тоном и каралось гневным окриком тренера. Но человеческая мысль не дремлет, и кто-то из буржуев додумался, что создавая лошади неудобства, мы можем использовать эти неудобства в качестве гимнастического упражнения. И все поехали под внешнюю ногу. Теперь "сильный" толчок направлен из круга и приходится на внутренюю переднюю ногу, лошади становится неудобно. Чтобы вернуть себе прежний комфорт, лошадь вынуждена перебалансироваться, сгибаясь в боку по траектории поворота, подводя зад и т.д. Строевая рысь, из средства разминки и прогулок, превратилась в хорошее гимнастическое упражнение для лошади.
Есть еще один аспект этой проблемы, связанный с группировкой лошади при движении на вольту. При езде под внешнюю ногу "сильный" толчок от зада "приходит" на внешний повод, где может быть использован для группировки. Внутренний повод в повороте используется только для контроля постановления, и то что на него приходится "слабый" толчок - только плюс, чем меньше упор во внутренний повод, тем лучше. Но это уже отдельная тема.

Вот теперь можно ответить на вопрос" под какую ногу следует облегчаться на строевой рыси". Ответ однозначный: "Под какую тренер скажет!!!". Все что я тут написал - это сочинение на вольную тему, теорий много, а тренер один, ссадит с лошади за разговоры и будет прав. Это не шутка, на манеже мнение тренера единственно правильное и обсуждению не подлежит.

Для тех, кто заслужил право самостоятельно принимать решения или ездит без тренера, маленькое подведение итогов. Езда под внешнюю ногу - мягкий аналог контргалопа, хорошее гимнастическое упражнение для подготовленной лошади. Если у вас молодая/неопытная/неразмятая/уставшая лошадь или вы просто катаетесь - следуйте заветам кавалеристов, облегчайтесь под внутренюю ногу. Если вы считаете, что ваша лошадь готова к повышенным нагрузкам - пересаживайтесь на внешнюю и вперед, к вершинам мастерства. Всадник же, ИМХО, должен без проблем уметь ездить и так и этак, в зависмости от ситуации.

P.S. Надеюсь, я ничего не перепутал при разборе биомеханики, кто не ленивый, проверьте, пожалуйста. Еще раз напоминаю, все что я здесь понаписал - не более, чем моя попытка разобраться в вопросе. Не судите строго.



Статьи:

Статьи и заметки



Любят ли лошади травку?

Любят ли лошади грузоперевозки?

Педагоги поневоле, или любят ли лошади прокат?